Файлы

Главная » Файлы » Методическая копилка

Из опыта работы на тему «Формирование коммуникативной компетенции на уроках немецкого языка на старшем этапе общеобразовательной школы»
[ Скачать с сервера (16.4 Kb) ] 15.10.2013, 22:25
Целью обучения иностранному языку в средней школе является достижение минимально достаточного уровня коммуникативной компетенции, которая предполагает способность ученика реализовать свои знания, умения и навыки для непосредственного и опосредованного общения на изучаемом языке. Она представляет собой взаимодействие основополагающих систем знаний и умений, необходимых для осуществления общения и может быть представлена следующей схемой:

Компетенция в аудировании

Компетенция в говорении

Компетенция в чтении

Компетенция в письме

Социокультурная компетенция

Учебная компетенция

Лексическая компетенция

Грамматическая компетенция

Одним из основных критериев сформированности коммуникативной компетенции личности является рефлексия, когда человек способен оценить свою позицию в соответствии с позицией и интересами партнера. Необходимо, чтобы у человека были также сформированы умения устанавливать связь с собеседником, анализировать его сообщения, адекватно реагировать на них, умело пользуясь как вербальными, так и невербальными средствами общения. Исследователи определили коммуникативную компетентность как систему внутренних ресурсов, необходимых для построения коммуникативного воздействия в определенном круге ситуаций межличностных контактов.

Одной из принципиальных задач педагога при формировании коммуникативной компетенции является организация таких условий, при которых учащиеся приобретают навыки и умения, соответствующие высокому уровню общения.

Способности к общению включают в себя:
1.    желание вступать в контакт с окружающими;
2.    умение организовать общение, включающее умение слушать собеседника умение эмоционально сопереживать, проявлять симпатию, умение решать
конфликтные ситуации;
3.    знание норм и правил, которым необходимо следовать при общении с окружающими
В процессе коммуникации перед учащимися возникает необходимость договориться, заранее спланировать свою деятельность. Происходит становление субъективного отношения к другим детям, т.е. умение видеть в них равную себе личность, учитывать их интересы, готовность помогать. Общаясь со сверстниками, ребенок учится управлять действиями партнера, контролирует их, показывает собственный образец поведения, сравнивает других ребят с собой

Использование коммуникативной методики – объективная необходимость, продиктованная закономерностями любого обучения как такового. Как известно, все, чему обучается человек, он приобретает для того, чтобы использовать в предстоящей деятельности.
Давайте вспомним, как обучают разным профессиям. Хирург оперирует сначала в лаборатории, шофер и летчик сидят на тренажерах, будущий учитель практикуется в школе под наблюдением методиста.

Все учатся в разных условиях, но обязательно в тех, в которых и придется работать. Иначе говоря, условия обучения должны быть адекватны условиям будущей деятельности.

Если мы хотим научить человека общаться на иностранном языке, то нам необходимо организовать обучение, чтобы по основным своим чертам оно было подобно процессу общения. В этом и состоит коммуникативность, которая является основным направлением современного обучения иностранным языкам. Реализация данного направления позволяет формировать коммуникативную компетенцию у учащихся.

1) Коммуникативность предполагает не «обучение иностранному языку», а «иноязычное образование», которое имеет четыре аспекта:

      -познавательный (знания о языке и культуре страны);
-развивающий (способности);
-воспитательный (нравственность);
-учебный (владение умением общаться).
2) Процесс коммуникативного иноязычного образования (урок) строится как модель реального общения, но организуется так, чтобы ученик имел возможность сам познавать и развиваться, овладевать иноязычной культурой, а не подвергался бы обучению.
3) Коммуникативность означает наличие у ученика личностного смысла его участия в образовательном процессе, в овладении иноязычной культурой.

Таким образом необходима актуализация субъектного опыта учащихся с целью становления его как индивидуальности, как субъекта родной культуры и как участника будущего диалога культур.

4) Коммуникативность – это мотивированность любого действия учащегося, совершение его из внутреннего побуждения, а не внешнего стимулирования (боязнь отметки и т.п.).

5) Коммуникативность – это речемыслительная активность, т.е. постоянная включенность в процесс решения задач реального (а не учебного!) общения.

6) Коммуникативность – это постоянная новизна и эвристичность, когда исключается произвольное заучивание и воспроизведение заученного, когда обеспечивается постоянная вариативность всех упражнений, материалов и условий.

7) Коммуникативность – это проблемная организация (Например, «Всегда ли правы взрослые?», «Сколько денег надо человеку?», «Самое лучшее место на земле?» и т.п.).
Построение учебного процесса
В соответствии с коммуникативной направленностью обучения строится учебный процесс.
В рамках коммуникативного обучения большое внимание уделяется развитию умений письменной и устной речи на иностранном языке. Высоко ценятся способности рассуждения, высказывания своего мнения, отношения, проявление творческих способностей.
На старшей ступени общеобразовательной школы в основном используются те же приёмы обучения, что и в базовом курсе, но удельный вес некоторых видов работы должен измениться. Приёмы учебной деятельности в старших классах должны опираться на умения работать с текстом (выписывание, составление плана, тезисов, опорных конспектов) и на специальные умения (словообразовательный анализ, грамматический анализ, перевод отрывков, вызывающих затруднения…) Возрастает роль реферирования и аннотирования как видов устного и письменного высказывания.


Наиболее эффективными технологиями , способствующими формированию коммуникативной компетенции учащихся являются технологии сотрудничества , проектный метод, и методика интенсивного обучения , без которых невозможно создать необходимую образовательную среду.
Большое внимание уделяется созданию коммуникативной атмосферы. Роль преподавателя качественно меняется. Он становится стратегом, реализующим концепцию учебников и дополняющим их коммуникативными материалами. Большое значение имеет поведение преподавателя, который организует иноязычное общение, дает время на размышление, не требуя моментального ответа, осуществляет гибкую коррекцию ошибок и т.д. Для успешной реализации идей коммуникативного метода необходима соответствующая материальная база и техническое оснащение.

В соответствии с коммуникативным методом обучение варьируется в зависимости от уровня обучаемых. Прежде всего, учебный процесс ориентируется на содержание, которое помогает ориентироваться в мире чужой культуры, развивает собственный мир видения разных культур. Обучаемые выступают как активные партнеры по общению, их побуждают к осознанному и самостоятельному использованию языковых и речевых средств. Занятия имеют социальный характер, фронтальная работа заменяется на партнерскую, индивидуальную и групповую.

Работа по коммуникативному методу, активное использование учебников и пособий с коммуникативной направленностью в учебном процессе дает положительные результаты при обучении иностранному языку.

Для совершенствования умений учащихся в области устно-речевого общения можно дать следующие рекомендации.
1.    Оценивать умения, опираясь на следующие критерии:
- полнота содержания;
- логика и организация текста;
- умение взаимодействовать с партнёром;
- лексическое и грамматическое оформление речи;
- произношение.
2. Предлагать больше заданий, способствующих развитию инициативы, самостоятельности, активности, находчивости при ответах, анализировать и имитировать как можно больше образцов аутентичной устной речи, обращая внимание на речевое поведение собеседников, способы вежливого перебивания, добавления и возражения.
3. Развивать умения задавать вопросы, обсуждать проблему, высказываясь как «за», так и «против», запрашивать мнение собеседника, предлагать ему выступать со своими предложениями.
4. Больше тренировать в употреблении лексического и грамматического материала при заполнении пропусков в связном тексте.

Обеспечить максимальное участие каждого ученика в коммуникативной деятельности помогут:
1.    Диалогизация обучения, т.е. концентрация внимания на формирование умений расспроса, расширенного ответа. Умения провести инициативный поворот беседы.
2.    Стимулирование инициативной речи про себя, что предполагает готовность учащихся к ежесекундно возможному его включению в общение товарищей.
В качестве речевых стимулов могут быть монологическое сообщение, фронтальная беседа «учитель-класс» и все виды межученических диалогов, при этом важно, чтобы участие всех обучаемых было заранее подготовлено различными способами.
    Активизация речемыслительной деятельности способствует неожиданное  индивидуальное вовлечение ученика в речевую деятельность одноклассников. Учитель может пользоваться специальными сигналами, адресованными тому или другому ученику, побуждая его к уточняющим вопросам. К высказыванию возражений, дополнению и др.
Большую роль играет  коллективная подготовка к решению общей коммуникативной задачи. Один из вариантов такой работы – проектная деятельность. При этом значительное место должен занимать поиск учащимися дополнительной информации из аутентичных источников(журналов, справочников, словарей). Обработка информации  предполагает её обобщение и развитие умения её представлять в виде таблицы, схемы, компьютерной презентации.

В настоящее время всё большее распространение получает интерактивное обучение (разновидность коммуникативного обучения)

Суть интерактивного обучения состоит в том, что учебный процесс организован таким образом, что практически все учащиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что они знают и думают. Причем, происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет не только получать новое знание, но и развивает саму познавательную деятельность, переводит ее на более высокие формы кооперации и сотрудничества.
Сегодня перед педагогами стоит важнейшая проблема: как сделать процесс обучения ещё более интересным и продуктивным, чтобы в него были вовлечены практически все учащиеся, чтобы не было среди них скучающих и безразличных. Как создать на уроке такие условия, при которых каждый ученик чувствовал бы свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность? Используются разные формы и методы обучения: пассивные, когда педагог играет центральную роль и при этом преобладает монологовый режим обучения; активные (здесь педагог является главным источником информации, но учащиеся активно включаются в обсуждение вопросов, решение задач).
Выделяют следующие особенности, характеризующие интерактивное обучение:
•    включенность каждого ученика в решение творческих задач «не в конце, а в начале процесса усвоения нового предметного содержания»;
•    оптимизация познавательной деятельности и межличностных отношений, ведущая к «становлению механизмов саморегуляции поведения и личности учащегося»;
•    более продуктивное, чем ранее, «мотивированное овладение операционно-техническими средствами выполнения новой деятельности»;
•    наличие рефлексивной составляющей как учебной, так и педагогической деятельности.
Положительные стороны применения методов интерактивного обучения:

• значительно повышается мотивация, особенно это влияет на слабых учеников;
• более высокий уровень усвоения материала. Снижение утомляемости;
• учащийся не имеет возможности отсидеться, ему надо думать самому, не полагаясь на других. Работают как слабые, так и сильные учащиеся. Появляется интерес к изучаемому материалу;
• организованы и включены в работу все учащиеся, хорошо развивается устная речь, совершенствуется умение работать с различной литературой;
• развивается умение работать в группе;
• вырабатываются коммуникативные навыки.
• появилась возможность анализировать свою деятельность: появляется интерес к тому, как из неинтересного, скучного сделать ин¬тересно; хочется делиться своими "находками" и "промахами" с единомышленниками, вместе находить оптимальный выход;
• появляется возможность учитывать свои индивидуальные особенности при построении занятия;
• появляется возможность наблюдать за групповыми процессами в группе и проявлением учащимися индивидуальных особенностей: работать становится интереснее. На занятии есть возможность наблюдать за взаимоотношениями детей;
• изменяется отношение к учащемуся. Взаимодействие между педагогом и учащимися начинает выстраиваться на основе паритетности. Паритетные взаимоотношения, отказ от убеждения, что существует единственно правильное мнение, и оно принадлежит педагогу.





Комментарии к презентации
На примере урока немецкого языка в 10 классе по теме «Родители и дети. Вечный конфликт поколений или?» я попытаюсь показать, как можно осуществить их формирование. Поскольку в структуру компетенций помимо процедурных знаний, умений и навыков включаются мотивационная и эмоционально – волевая сферы, то учитель должен создать условия для творческой самореализации учащихся через развитие их способностей и готовности вступить в диалог культур, в коммуникацию на межкультурном уровне.  
Одним из таких условий может стать постановка проблемного вопроса, ответ на который учащиеся и будут искать на уроке. Целью данного урока было формирование целостного представления  о проблемах взаимоотношениях подростков и взрослых, отсюда вытекали и задачи урока:
Слайд 2 Задачи:
расширение, углубление и контроль умений и навыков учащихся по теме «Взаимоотношения родителей и детей»;
1.    совершенствование навыков устной речи на  основе прочитанного, услышанного и увиденного в соответствии с заданной ситуацией общения;
2.    формирование умения взаимодействия в разных режимах деятельности;
Слайд 3 Свой урок я начала с цитаты древнегреческого философа Сократа о взаимоотношениях взрослых и детей: "Unsere Jugend liebt den Luxus, hat schlechte Manieren, macht sich über die Autorität lustig, hat überhaupt keinen Respekt vor dem Alter. Unsere Kinder sind Tyrannen. Sie erheben sich nicht vor den Erwachsenen, sie sind unmöglich". Таким образом, был поставлен проблемный вопрос: Всегда ли отношения взрослых и детей приводят к конфликту? Возможно ли «мирное сосуществование» этих двух лагерей? Тема взаимоотношений взрослых и детей очень актуальна для подростков. Мне хотелось бы, чтобы ученики не только констатировали факт наличия этой вечной проблемы, но и научились самостоятельно искать пути её решения средствами  немецкого языка.
На этапе речевой зарядки в начале урока я предложила учащимся сформулировать с помощью ключевых слов и выражений наиболее часто встречающиеся у каждой из сторон взаимные упреки.
Слайд 4 Elternvorwürfe
zu spät nach Hause kommen     deine Freunde / unhöflich
Make-up / bunt     am Telefon hängen
das Zimmer nicht aufräumen     laute Musik hören
den ganzen Tag am Computer sitzen     das Geschirr nicht spülen
Hausaufgaben machen viel Taschengeld brauchen     


Слайд 5 Kindervorwürfe

kein Verständnis für Probleme haben     wie ein Kleinkind behandeln
viel verbieten     zu streng sein
keine Zeit und keine gute Laune haben     zu nervös sein
bis 11 Uhr wegbleiben     keine normale Reaktion auf j-n zeigen
Умение вести диалог, руководствуясь своими общественными ролями, очень важное умение, которое формируется на протяжении всего процесса обучения иностранному языку.
Слайд 6 Абсолютно-логичным в данной речевой ситуации был этап развития навыков диалогической речи в виде ролевой игры: Stellt euch vor, ihr kommt nach Hause und deine Eltern sind nicht zufrieden mit euch. Macht kleine Szenen. Der eine spielt die Rolle der Mutter oder des Vaters, der zweite — der Tochter oder des Sohnes. Hört dem Vorwurf der Eltern zu, entschuldigt euch und versucht, alles zu erklären und macht einen Gegenvorschlag. Die Eltern müssen auch auf eure Vorschläge reagieren. Nehmt diese Redewendungen zu Hilfe.

Vorwurf    Entschuldigung    Gegenvorschlag
- schlechte Noten bekom-men
- zu spät nach Hause kommen
- zu viel Make –up haben
- die Jeans tragen
- laute Musik hören
- das Zimmer nicht aufräumen    - für Fußball bequem
- das Handy zu Hause liegen lassen
- in der Disko sein
- viel Spaß machen
- mit den Hausaufgaben viel zu tun haben
- einige Stunden versäumen    - die Jeans selbst waschen
- einen Rat über Kosmetik geben
- das Zimmer in Ordnung bringen
- jedes Mal telefonieren
- bei den Hausaufgaben helfen
 Учащиеся, которые играли роль родителей, должны были сами спрогнозировать реакцию родителей, и здесь они использовали свой личный опыт. На данном этапе шло не только развитие чисто языковых умений и навыков, но и формирование коммуникативной и социально – трудовой компетенций в сфере семейных отношений и обязанностей, которые и предполагают умение владеть различными социальными ролями, вести диалог и разрешать возможные конфликты.
Слайд 7 На следующих этапах урока — чтения с полным пониманием прочитанного содержания и  высказывания своего мнения в связи с прочитанным — учащиеся размещали в логически правильном порядке реплики из интервью Линды (упр. 8 стр. 30) и высказывали своё отношение к обоим молодым людям. Приведу 2 примера из высказываний учащихся:
1) Es ist toll, dass Linda Zeit für alles findet. Sie arbeitet und macht alles zu Hause selbst. Es ist nicht schlimm, dass sie eine Wohnung hat. So hat sie keine Wohnprobleme. Es ist nicht richtig, dass sie den Haushalt Haushaltpflichten mit ihrem Freund nicht teilt. Ich glaube sie ist mit ihrem Freund nicht zufrieden. Er hilft ihr nicht.
2) Ich glaube, Lindas Freund ist egoistisch. Das Mädchen arbeitet und hat nicht viel Freizeit. Er könnte ihr zu Hause helfen. Zum Beispiel, einkaufen oder das Geschirr spülen oder die Wohnung in Ordnung bringen. Er ist faul. Ich bin sicher, das ist eine große Belastung für das Mädchen. Es ist schlimm, dass er Faulpelz ist. Ich mag solche Jungen nicht.
Эти виды речевой деятельности учащихся способствовали не только развитию учебно-познавательных компетенций, но и формировали компетенцию личностного самосовершенствования и ценностно-смысловые компетенции: элементы логической, методологической, общеучебной деятельности — добывание знаний, их анализа — были тесно связаны с рефлексией, с формированием ценностных ориентиров ученика, умения выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков. Данные компетенции обеспечивают механизм самоопределения ученика в ситуациях учебной и иной деятельности.
Коммуникативная компетенция состоит из целого ряда компонентов: фонетического, морфологического, синтаксического; межкультурного.  
На этапе совершенствования навыков аудирования учащиеся смотрят фрагмент фильма „Wohnen bei den Eltern oder in eigener Wohnung” (Turbo 33: Bonn : Inter Nationes, 2002)
Во время его  просмотра  они должны были заполнить рабочие листы. В них содержалась основная информация о главных героях ролика Себастьяне и Ире,  а затем с их помощью рассказать о них.  1 учащийся заполнял анкету на интерактивной доске, остальные — на своих рабочих местах; причем контроль за правильностью заполнения листов был взаимным,  и учащиеся могли дополнять рассказы друг друга.
К этому уроку заранее можно подготовить презентацию, где можно рассказать о своих взаимоотношениях с родителями: о традициях семьи, совместном проведении досуга и семейных хобби. Её можно назвать „Generationskonflikt? Nein!".  И этот проект может стать одним из ответов на проблемный вопрос, поставленный в начале урока.
В качестве домашнего задания можно предложить учащимся написать  письмо родителем и рассказать им о любви к ним,  о толерантности и готовности решать проблемы позитивно.
Поддержанию интереса к изучению немецкого языка, повышению эффективности урока и активизации учащихся помогает развитие у обучающихся навыка рефлексии по поводу проделанной работы. Поэтому,  завершая урок, нужно с учащимися обсудить его итоги,  ученики могут рассказать о том,  чему они научились на уроке,  оценили свою работу и отметили наиболее понравившиеся этапы урока.
 

Категория: Методическая копилка | Добавил: Ник
Просмотров: 2895 | Загрузок: 175 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск
Категории раздела
Школьная газета [15]
Методическая копилка [7]
Анализ работы школы [4]
Положения [50]
Информация для родителей [3]
Форма входа
Ссылки
Полномочный представитель Президента Российской Федерации в ПФО

Официальный Интернет - портал правовой информации

Банк актуальных педагогических практик

Официальный сайт для размещения информации о государственных (муниципальных) учреждениях

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ ВОЕННОЙ ИСТОРИИ РОССИИ

бесплатная юридическая помощь


Погода
GISMETEO: Погода по г. Нижний Ломов
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0