1. Планируемые результаты
Личностные
• осознание красоты и значимости изучаемого предмета через познание интересных и редких математических фактов
• знакомство с фактами, иллюстрирующими важные этапы развития математики
• способность к эмоциональному восприятию математических объектов, рассуждений, решений задач, рассматриваемых проблем;
• умение строить речевые конструкции (устные и письменные) с использованием изученной терминологии и символики, понимать смысл поставленной задачи. Осуществлять перевод с естественного языка на математический и наоборот.
Метапредметные
• умение планировать свою деятельность при решении учебных математических задач, видеть различные стратегии решения задач, осознанно выбирать способ решения;
• умение работать с учебным математическим текстом (находить ответы на поставленные вопросы, выделять смысловые фрагменты);
• умение проводить несложные доказательные рассуждения, опираясь на изученные определения, свойства, признаки; распознавать верные и неверные утверждения; иллюстрировать примерами изученные понятия и факты; опровергать с помощью конкретных примеров неверные утверждения;
• умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом, составлять несложные алгоритмы вычислений и построений;
• применение приёмов самоконтроля при решении учебных задач;
• умение видеть математическую задачу в несложных практических ситуациях.
Предметные
• владение базовым понятийным аппаратом по основным разделам содержания;
• владение навыками вычислений с натуральными числами, обыкновенными и десятичными дробями
• умение решать логические задачи
• умение решать текстовые задачи арифметическим способом, используя различные стратегии и способы рассуждения;
• усвоение на наглядном уровне знаний о свойствах плоских и пространственных фигур; приобретение навыков их изображения; умение использовать геометрический язык для описания предметов окружающего мира;
• умение решать простейшие комбинаторные задачи перебором возможных вариантов.
2. Основное содержание учебного курса (34 часа,1 ч в неделю)
1) Введение в «Удивительный мир математики»(2 ч.). История возникновения математики как науки. Цифры у разных народов. Старинные меры, решение задач с их использованием. Биографические миниатюры Пифагор и Архимед.
2) Магия чисел. (10ч.). Приемы устного счета:
умножение на 5(50)
деление на 5(50),25(250)
признаки делимости
умножение двузначных чисел на11
возведение в квадрат чисел, оканчивающихся на 5
возведение в квадрат чисел пятого и шестого десятков
способ сложения многозначных чисел
умножение на 9,99,999
умножение на 111, умножение «крестиком»
быстрое сложение и вычитание натуральных чисел
умножение однозначного или двузначного числа на 37
Простые числа. Интересные свойства чисел. Мир больших чисел (степени). Обучение проектной деятельности. Подготовка и защита проектов (магический квадрат, число Шахерезады, число п и т.д.) Биографические миниатюры (Блез Паскаль, Пьер Ферма)
3) Математическая логика(9 ч.) Логические задачи, решаемые с использованием таблиц. Решение текстовых задач. Решение задач на вычисление площади и периметра прямоугольника. Решение олимпиадных задач. Логическая задача «Обманутый хозяин», «Возраст и математика», задачи со спичками. Биографические миниатюры Карл Гаусс, Леонард Эйлер.
4) Первые шаги в геометрии (7 ч.) Пространство и плоскость. Геометрические фигуры. Разрезание и складывание фигур. Изготовление многогранников. Искусство оригами . Геометрические головоломки(танграм) Уникурсальные кривые(фигуры). Шуточная геометрия. Геометрические иллюзии. Русские математики.
5) Математические игры.(6 ч.) Как играть, чтобы не проиграть?. Задачи – фокусы. Задачи - шутки. Математическая игра «Не собьюсь». Игра «Перекладывание карточек». Игра «Кубики». Игра «Математическая Абака». Игра «Математический бой».
В результате изучения курса пятиклассник научится:
• анализировать и осмысливать текст задачи; моделировать условие с помощью схем, рисунков; строить логическую цепочку рассуждений; критически оценивать полученный ответ;
• решать задачи из реальной практики
• применять правила устного счета с двузначными и трехзначными числами
• извлекать необходимую информацию из разных источников и осуществлять самоконтроль;
• строить речевые конструкции;
• изображать геометрические фигуры с помощью инструментов и конструировать их
• выполнять вычисления с реальными данными;
• выполнять проекты по всем разделам данного курса.
|