Файлы

Главная » Файлы » Методическая копилка

Сообщение из опыта работы на тему «Личностно-ориентированное обучение в процессе овладения иностранным языком»
[ Скачать с сервера (12.1 Kb) ] 15.10.2022, 21:53

В настоящее время у  учителя есть большие возможности, чтобы качественно подготовиться к каждому уроку: учебник, методические пособия, интернет, …. Но, наверное, каждый из нас, готовясь к уроку, видит мысленно перед собой класс, в котором будет проводить этот урок. В одном классе могут учиться слабые и сильные ученики, дети из разной социальной среды, разновозрастные дети, переселенцы, которые порой даже по-русски плохо разговаривают. Поэтому даже воспользоваться одним и тем же конспектом из года в год не получается. (слайды 2,3,4) (на примере 9 класса)
На этапе подготовки монологического высказывания даётся дифференцированное задание учащимся. Сильные ученики сами составляют высказывание на основе записи в тетради, учебника. А слабые получают вспомогательные карточки (Luckentexte) (слайд 5) Конечно, будет и соответствующая оценка. Многие дети сами выбирают задание.
В младших классах это может выглядеть следующим образом… (слайд 6)
В таких случаях и учителю легче ставить оценку. Учащийся в конце урока должен быть в состоянии ответить себе на вопрос, чему он сегодня научился, что он не мог сделать еще вчера. (языковой портфель) Поэтому последним этапом урока должна быть рефлексия. (слайд 7) А этому нужно учить.
Личностно-ориентированное образование включает следующие подходы:
•    Разноуровневый
•    Дифференцированный
•    Индивидуальный
•    Субъективно-личностный
В центре
Ученик    
Его цели
Мотивы
Интересы
Склонности
Уровень обученности
Способности
Педагогические технологии на основе личностно-ориентированного подхода
•    Личностно-ориентированное обучение (Якиманская И.С.)
•    Технология саморазвивающего обучения (Селевко Г.К.)
•    Педагогика сотрудничества («проникающая технология»)
•    Педагогические технологии адаптивной школы
•    Гуманно-личностная технология Амонашвили Ш.А.
•    Игровые технологии
•    Технологии развивающего обучения
•    Проблемное обучение
•    Технология уровневой дифференциации


Отличия личностно- ориентированного урока от традиционного
просматриваются в четырёх аспектах:
  -в организации самого урока и деятельности на нём;
  -в иной позиции педагога по отношению к ученику и к учебному процессу,  к роли учителя в нём;
  -в иной позиции самого ученика как субъекта учебной деятельности (именно благодаря иной позиции педагога и выращивается субъектная позиция ученика);
  -в ином характере взаимоотношений между учителем и учеником в учебном процессе.

Главная задача учителя в личностно-ориентированном образовательном пространстве.
Важно, чтобы ученик сумел преодолеть пассивную позицию в учебном процессе и открыть себя как носителя активного преобразующего начала.
деятельность учителя строится на внимательном отношении к индивидуальным интересам и возможностям каждого ребенка и нацелена на развитие в каждом ученике самостоятельной, инициативной и творческой личности
Каждое выполняемое в классе упражнение должно чем-то привлекать учащихся: интересный материал, необычная содержательная сторона упражнения, личностно значимая проблема, которую интересно обсуждать, увлекательная форма выполнения задания, занимательные опоры и т. п.
(слайды 8-11)
Критерии, по которым образовательную технологию можно отнести к личностно --ориентированной:
-задействование учащихся в индивидуальном целеполагании и составлении плана урока;
-свобода выбора ребенком различных форм обучения
-выбор ребенком предметного содержания различной сложности;
-оценивание не только результатов, но и процесса деятельности;
-использование индуктивного и дедуктивного способов построения дидактического материала;
-изучение и формирование творческой деятельности;
-использование эвристических методов обучения как одного из путей учета индивидуальных способов познания.  

Особенности личностно - ориентированного обучения
-Ориентир на самостоятельную работу, собственные открытия учащегося
-Работа с каждым учеником, выявление и учёт его склонностей и предпочтений
-Используется дидактический материал, соответствующий успеваемости и способностям того или иного ученика
-Устанавливается объём знаний для каждого ученика с учётом его индивидуальных способностей и подбирается соответствующий учебный материал
-Сложность учебного материала выбирается учеником и варьируется учителем.  
-Стимулируется активность каждого ученика с учётом его возможностей и индивидуальных склонностей.
-Учитель предоставляет возможность выбора групповой или только собственной работы.
-Темы согласуются с познавательными особенностями учащегося.
-Получение новых знаний при совместной деятельности учителя и учащихся.
-Сначала оценка ответа самим учащимся, потом учителем.
-Использование количественных и качественных способов оценки и результатов познания.
-Возможность выбора учащимся объёма, сложности и формы домашнего задания.
-Учитель помогает учащимся осознать их познавательные стратегии, организует их обсуждение и "обмен” способами познания.
-Согласование педагогом собственного обучающего стиля с познавательными предпочтениями и стилем учебной работы учащихся.
-При опросе на уроке оценивается не только правильный ответ ученика, но и анализ того, как ученик рассуждал, какой способ использовал, в чём его ошибка.
-При задании на дом называется не только тема и объём задания, но подробно разъясняется, как следует рационально организовать свою учебную работу при выполнении домашнего задания.
Вот некоторые способы организации учебной деятельности на уроке иностранного языка при личностно ориентированном подходе:
•    Вопросно-ответное упражнение после прослушивания или прочтения рассказа. Школьники получают список вопросов и задание выбрать те из них, которые им наиболее интересны и посильны. Этот прием позволяет увеличить число участвующих в работе и скорость выполнения задания. Вариантом такого задания может быть следующее: учащимся предлагается составить свою серию вопросов к тексту.
•    Временные пары. Известно, что изменение состава пар и групп обогащает речевой опыт и улучшает психологический климат в классе. Техника временных пар предполагает короткий речевой обмен (опрос мнений, выявление аналогичных ответов на вопрос и др.) и дает возможность активизировать всех учащихся класса.
•    Пишем пять минут. Учитель объявляет тему ( «Настоящий друг», «Мой любимый урок» и т.п.) и дает учащимся пять минут для написания по теме одного-двух абзацев. Затем школьники могут зачитать свои работы вслух или использовать их для дискуссии.
•    Вспомни и поделись с другими. Учащимся предлагается небольшой текст в письменном или звуковом виде. Спустя некоторое время учитель убирает этот материал и просит учащихся записать все, что они запомнили. Затем школьники объединяются в пары или тройки и обсуждают результаты работы, что позволяет им значительно расширить свои записи. В завершение можно предложить классу обменяться результатами работы.
Технология «Пила»
Например, при работе над темой "Путешествие” можно выделить различные подтемы: путешествие по морю, в самолете, в поезде, пешком, на машине. Можно выделить подтемы по другим признакам, взяв за основу один вид путешествия для всей группы: выбор маршрута, заказ билетов, сбор багажа, заказ гостиницы, пр. Каждый член группы находит материал по своей части. Затем учащиеся, изучающие один и тот же вопрос, но состоящие в разных группах, встречаются и обмениваются информацией как эксперты по данному вопросу. Это называется " ВСТРЕЧЕЙ ЭКСПЕРТОВ". Затем они возвращаются в свои группы и обучают всему новому, что узнали сами, других членов группы. Те, в свою очередь, докладывают о своей части задания (как зубцы одной пилы). Разумеется, все общение ведется на иностранном языке. Так как единственный путь освоить материал всех фрагментов и таким образом подготовить путешествие - это внимательно слушать своих партнеров по команде и делать записи в тетрадях, никаких дополнительных усилий со стороны учителя не требуется. Учащиеся кровно заинтересованы, чтобы их товарищи добросовестно выполнили свою задачу, так как это может отразиться на их итоговой оценке. Отчитывается по всей теме каждый в отдельности и вся команда в целом. На заключительном этапе, который проводится фронтально, учитель может попросить ЛЮБОГО ученика команды ответить на ЛЮБОЙ вопрос по данной теме. Причем вопросы задает не только и даже не столько учитель, сколько члены других групп. Ученики одной группе вправе дополнять ответ своего товарища так, как считают нужным. Дополнения учитываются в общий зачет. Но и вопросы других групп также идут в зачет этим группам. Причем учитель ведет учет баллов, объявляя лишь конечный результат, чтобы не превращать само обсуждение, дискуссию в способ зарабатывания баллов. Это должно быть вполне естественное обсуждение, стимулируемое учителем лишь в крайних случаях, когда это не удается сделать самим учащимся.
Необходимость поставить ученика в центр учебного процесса, сделать его активным субъектом деятельности учения, организовать его взаимодействие с другими учащимися, придать учебному процессу реальную практическую направленность заставляет отдавать предпочтение таким технологиям обучения, как «обучение в сотрудничестве» и «метод проектов» (последний, как известно, может включать «обучение в сотрудничестве»).
Все больше используется групповая работа над разными текстами, которая позволяет, с одной стороны, каждому учащемуся группы выполнять посильные функции, например, при изучающем чтении (чтение с полным пониманием): одному - вполголоса читать текст, другому - выделять незнакомые слова, третьему - искать их значение в словаре, четвертому - перевести предложение, вызывающее трудности для понимания, и т. д. Такая работа готовит учащихся к реальной коммуникации - обмену информацией с другими группами, читавшими другие тексты, к оценочным суждениям по поводу прочитанного и услышанного от других. Функции школьников в группе могут меняться, так же и состав групп, но важно, чтобы осуществлялись взаимодействие, взаимопомощь. Такая работа (при правильной её организации) может способствовать развитию речевой инициативы, совершенствовать учебные и коммуникативные умения.
В особой степени реализации личностно-ориентированного подхода способствует использование проектной методики. Она достаточно хорошо описана. Однако важно подчеркнуть. Что проектная методика имеет большую практическую направленность (направленность на создание реального речевого и часто неречевого/материального продукта); позволяет сочетать самостоятельную индивидуальную работу с групповой и коллективной работой; обеспечивает выход речевой деятельности в другие виды деятельности: трудовую, эстетическую; стимулирует самостоятельный поиск учащимися нужной информации; требует развития творческой фантазии для того, чтобы выигрышно организовать найденную информацию и представить её другим. Метод проектов активизирует все стороны личности школьника: его интеллектуальную сферу, его типологические особенности и черты характера: целеустремленность, настойчивость, любознательность, трудолюбие, толерантность, его коммуникативные умения, чувства, эмоции.
Особая роль принадлежит имитационно-игровым ситуациям на уроках ИЯ. В традиционном обучении преследуются чисто учебные цели - запомнить, найти понять, изложить. А игра ценна своей мотивацией, особым творческим, эвристическим, партнёрским состоянием личности, так как всякая игра есть прежде всего, и в первую очередь, свободная деятельность. « Игра по приказу - уже больше не игра. Игра непременно содержит соревнование и конфликт, принятие роли и экспертную оценку результата.
 

Категория: Методическая копилка | Добавил: Ник
Просмотров: 779 | Загрузок: 80 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Ссылки
Портал государственных услуг Российской Федерации

Центр управления регионом

Полномочный представитель Президента Российской Федерации в ПФО

бесплатная юридическая помощь




Поиск
Категории раздела
Школьная газета [17]
Методическая копилка [7]
Анализ работы школы [3]
Положения [21]
Информация для родителей [23]
Планы [1]
Памятки [2]
Погода
GISMETEO: Погода по г. Нижний Ломов
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0