Тема: Русская равнина
Цели урока
1. Создать образ Русской равнины, крупнейшей физико-географической страны России;
2. Выяснить особенности природы равнины как фактора формирования наиболее заселенного и развитого региона.
3. Развивать навыки исследовательской деятельности
4. Развивать речевую активность, умение самостоятельно добывать знания из различных источников информации.
5. Воспитывать патриотизм, чувство прекрасного, любовь к природе.
Оборудование: физико-географическая карта России, тектоническая карта России, климатическая карта России, физико-географическая карта Русской равнины; репродукции картин русской природы
Ход урока
1 Оргмомент
11Сообщение темы и цели урока
Восточно-Европейская равнина одна из величайших равнин мира. Находится в западной части России. По площади она занимает 2 место в мире, уступая лишь Амазонской низменности.
Второе название – Русская равнина не случайно. Она является сердцем России. Ее территория – давно заселенный и освоенный район. Природа Русской равнины чарует своей красотой. Она придает человеку духовные и физические силы, успокаивает, восстанавливает здоровье. Неповторимое очарование русской природы воспето А. С.Пушкиным, М. Ю. Лермонтовым, отражено в живописи И. И. Левитана, И. И. Шишкина, В. Д. Поленова. Люди передавали из поколения в поколение навыки декоративного и прикладного искусства, используя природные ресурсы и сам дух русской культуры.
Ребята, на сегодняшнем уроке нам предстоит выяснить:
Что в природе Русской равнины чарует человека, придает ему духовные и физические силы, влияет на его хозяйственную деятельность?
Чтобы решить познавательную задачу, необходимо исследовать следующие вопросы:
1. Географическое положение
2. Рельеф Русской равнины.
3. Климат
4. Внутренние воды.
5. Природные зоны Восточно- Европейской равнины.
Учащиеся делятся на группы по 4-5 человек, назначаются консультанты, раздаются карточки с заданиями исследовательского характера. Учитель выступает в роли консультанта.
1 группа - Географы
1.Размеры Равнины
2. В каких полушариях?
3.В какой части России находится?
4.Какими морями омывается?
5. Изрезана ли береговая линия?
6. Вывод: благоприятное ли физико-географическое положение
2 группа - Геологи
1.Что представляет из себя Русская равнина в тектоническом строении?
2.Везде ли кристаллический фундамент перекрыт осадочным чехлом?
3Посмотрите на физическую карту. Что можно сказать о рельефе Русской равнины?
4.Перечислите возвышенности.
5.Перечислите низменности.
6.Докажите, что современный рельеф равнины – это результат и эндогенных процессов
6.Какими полезными ископаемыми богата равнина.
3 группа- Климатологи
1. Какие климатические пояса и какие типы климата характерны для Восточно-Европейской равнины?
2. В каком направлении и как сменяются изотермы января и июля?
3.Как изменяется годовое количество осадков?
4. Под влиянием каких воздушных масс находится Восточно-Европейская равнина?
5. Вывод: благоприятен ли климат для ведения хозяйства?
4 группа - Гидрологи
1.Какие реки имеются на равнине?
2.Каков их режим питания?
3.Направление течения?
4. Какие озера имеются?
4. Обеспечена ли равнина водными ресурсами?
5 группа- Ботаники
1.Назвать и показать природные зоны, которые имеются на Восточно-Европейской равнине, называя при этом типы почв, растительный и животный мир.
2. Позволяет ли данный перечень природных зон проживать здесь людям и вести хозяйственную деятельность?
Выступления учащихся (Общий вывод)
Физкультминутка
Русская равнина –земля, где зарождалось наше государство. Здесь возникли первые города (показ слайд) : Великий Новгород, Псков, Ярославль, Рязань, Владимир, Москва. Затем стали возникать современные города , среди которых город Пенза- наша губерния. Пенза находится на Приволжской возвышенности. На данной возвышенности появилось и наше родное село Кувак-Никольское.
Стихотворение
Родимая сторонка
Село, моё, родимая сторонка
Где я родился и живу с тех пор
Где соловьи поют весною звонко,
Облюбовав сиреневый забор.
Везде видны цвета зелёных красок
Луга, поля, где озими растут,
А взрослый дуб и молодой подпасок
За косогором сосенки пасут.
Река за лугом медленно струится.
Была когда-то шире и полней.
А детвора к ней летом все ж стремится,
Чтоб искупаться с наслажденьем в ней.
А горизонт усеялся повсюду,
Клочками зеленеющих лесов.
Я здесь живу и думаю, что буду
Крутить и дальше жизни колесо.
Действительно, рост городов, промышленности привел к неблагоприятной экологической ситуации Русской равнины.
(Сейчас мы заслушаем выступления учеников на данную тему.)
Работа с контурными картами
(Отметьте в контурных картах рельеф Русской равнины)
Итог урока
Что нового узнали вы из сегодняшнего урока?
Оценки
Домашнее задание подготовить доклад о народных промыслах Русской равнины. |