1.Планируемые результаты освоения учебного предмета.
Предметные результаты.
Обучающийся научится:
-использовать различные источники географической информации (картографические,статистические,текстовые,фотоизображения,компьютерные базы данных) для поиска и извлечения информации, для решения учебных и практико-ориентированных задач;
-анализировать, обобщать географическую информацию;
-находить и формулировать по результатам наблюдений зависимости и закономерности;
-определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления, их положение в пространстве по географическим картам разного содержания;
- выявлять в процессе работы с источниками географической информации содержащуюся в них противоречивую информацию;
-составлять описания географических объектов, процессов и явлений с использованием разных источников географической информации;
-представлять в различных формах географическую информацию, необходимую для решения учебных и практико-ориентированных задач.
Обучающийся получит возможность научиться:
-ориентироваться на местности при помощи топографических карт и современных навигационных приборов;
-читать космические снимки и аэрофотоснимки, планы местности и географические карты;
-строить простые планы местности;
-создавать простейшие географические карты различного содержания;
-моделировать географические объекты и явления при помощи компьютерных программ.
-различать географические процессы и явления, определяющие особенности природы и населения материков и океанов, отдельных регионов и стран;
-сравнивать особенности природы и населения, материальной и духовной культуры регионов и отдельных стран;
-оценивать особенности взаимодействия природы и общества в пределах отдельных территорий;
-описывать на карте положение и взаиморасположение географических объектов;
-объяснять особенности компонентов природы отдельных территорий;
-создавать письменные тексты и устные сообщения об особенностях природы, населения и хозяйства изученных стран на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией;
-выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, происходящих в географической оболочке;
-сопоставлять существующие в науке точки зрения о причинах происходящих глобальных изменений климата;
-оценивать положительные и негативные последствия глобальных изменений климата для отдельных регионов страны;
-объяснять закономерности размещения населения и хозяйства отдельных территорий в связи с природными и социально-экономическими факторами.
Метапредметные результаты обучения:
Регулятивные УУД:
Обучающийся научится:
самостоятельно приобретать новые знания и практические умения;
организовывать свою познавательную деятельность — определять ее цели и задачи, выбирать способы достижения целей и применять их, оценивать результаты деятельности;
Обучающийся получит возможность научиться:
-управлять своей познавательной деятельностью;
Познавательные УУД:
Обучающийся научится:
вести самостоятельный поиск, анализ и отбор информации, ее преобразование, классификацию, сохранение, передачу и презентацию;
работать с текстом: составлять сложный план, логическую цепочку, таблицу, схему, создавать тексты разных видов (описательные, объяснительные).
Обучающийся получит возможность научиться:
- создавать модели с выделением существенных характеристик объекта, преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область;
-формировать и развивать посредством географического знания познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
Коммуникативные УУД:
Обучающийся научится:
- самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом)
Обучающийся получит возможность научиться:
- отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами;
- в дискуссии уметь выдвинуть контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен);
- учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его
Формирование ИКТ –компетентности
Обучающийся научится:
--подключать устройства ИКТ к электрическим и информационным сетям, использовать аккумуляторы;
-соединять устройства ИКТ (блоки компьютера, устройства сетей, принтер, проектор, сканер, измерительные устройства и т. д.) с использованием проводных и беспроводных технологий;
-правильно включать и выключать устройства ИКТ, входить в операционную систему и завершать работу с ней, выполнять базовые действия с экранными объектами (перемещение курсора, выделение, прямое перемещение, запоминание и вырезание);
- осуществлять информационное подключение к локальной сети и глобальной сети Интернет;
- выводить информацию на бумагу, правильно обращаться с расходными материалами;
- соблюдать требования техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе с устройствами ИКТ, в частности учитывающие специфику работы с различными экранами.
Личностные результаты.
У обучающегося будет сформировано:
- осознание целостности природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран;
- представление о России как субъекте мирового географического пространства, её месте и роли в современном мире;
- осознание единства географического пространства России как единой среды обитания всех населяющих ее народов, определяющей общность их исторических судеб;
- осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;
Обучающийся получит возможность для формирования:
- эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования;
- патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране;
- уважение к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов, толерантность;
– умение формулировать своё отношение к актуальным проблемным ситуациям;
– умение толерантно определять своё отношение к разным народам;
– умение использовать географические знания для адаптации и созидательной деятельности.
2.Содержание программы 68 часов:
Раздел 1. Планета, на которой мы живет (21час)
Тема 1. Мировая суша (1ч)
Соотношение суши и океана на Земли, их проспределение между полушариями Земли. «Материковое» и «океаническое» полушарие. Материки и острова.
Основные понятия: материк, океан, часть света, остров.
Тема 2. Поверхность Земли (5ч)
Геологическое время. Эры и периоды в истории Земли. Возникновение материков и океанов,. Строение земной коры. Теория дрейфа литосферных плит. Процессы, происходящие в зоне контактов между литосферными плитами, и связанные с ними формы рельефа. Платформы и равнины. Складчатныепояса и горы. Сейсмические и вулканические пояса планеты.
Основные понятия: геологическое время, геологические эры и периоды, океаническая и материковая земная кора, тектоника, литосферные плиты, дрейф материков, срединноокеанические хребты, рифт, глубоководный желоб, платформы, равнины, складчатые пояса, горы.
Персоналии: Альфред Вегенер
Практическая работа: Составление картосхемы «Литосферные плиты», прогноз размещения материков и океанов в будущем.
Тема 3. Атмосфера (4 часа)
Климатообразующие факторы: широтное положение, рельеф, влияние океана, система господствующих ветров, размеры материков. Понятие о континентальности климата. Разнообразие климатов Земли. Климатические пояса. Карта климатических поясов. Виды воздушных масс.
Основные понятия: климатообразующий фактор, пассаты, муссоны, западные и северо-восточный перенос, континентальность, тип климата, климатограмма, воздушная масса.
Персоналии: А.И. Воейков.
Практическая работа: Определение типов климата по климатограммам.
Тема 4. Мировой океан (4ч)
Понятие о Мировом океане. Глубинные зоны Мирового океана. Виды морских течений. Глобальная циркуляция вод Мирового океана. Органический мир морей и океанов. Особенности природы отдельных океанов Земли.
Основные понятия: море, волны, континентальный шельф, материковый склон, ложе океана, атоллы, цунами, ветровые и стоковые течения, планктон, нектон, бентос.
Персоналии: Огюст Пикар.
Практическая работа: Построение профиля дна океана по одной из параллелей, обозначение основных форм рельефа дня океана.
Тема 5. Геосфера (2ч)
Понятие о географическое оболочке. Материки и океаны как крупные природные комплексы геосферы. Закон географической зональности. Природные комплексы различных порядков. Понятие о высотной поясности. Природная зона. Экваториальный лес, арктическая пустыня, тундра, тайга, смешанные и широколиственные леса, степь, саванна, тропическая пустыня, гилеи.
Основные понятия: природный комплекс, географическая оболочка, закон географической зональности, природная зона.
Персоналии: В.В. Докучаев.
Практические работы: 1. Анализ схем круговорота веществ и энергии.2. Установление по тематическим картам атласа связи между типами климата и природными зонами.
Тема 6. Человек (4ч)
Древняя родина человека. Предполагаемые пути его расселения по материкам. Численность населения Земли. Человеческие расы, этносы. Политическая карта мира. География современных религий. Материальная и духовная культура как результат жизнедеятельности человека, его взаимодействия с окружающей средой. Хозяйственная деятельность человека и её изменение на разных этапах развития общества. Взаимоотношения человека и природы. Охрана природы. Всемирное природное наследие. Система географических координат.
Основные понятия: миграция, раса, этнос,религия, цивилизация, особо охраняемые природные территории, Всемирное наследие, страна, монархия, республика.
Практическая работа: Сопоставление политической карты мира в атласе с картой человеческих рас.
Раздел 2. Материки планеты Земля (43 ч)
Тема 1. Африка (9 часов)
История открытия, изучения и освоения. Основные черты природы. Преобладание плоскогорий. Великий Африканский разлом. Полезные ископаемые: золото, алмазы, руды.Географическая карта и её масштаб.
Самый жаркий материк. Величайшая пустыня мира: Сахара. Оазисы. Озера тектонического происхождения: Виктория, Танганьика. Двойной набор природных зон. Саванны. Национальный парки Африки.
Неравномерность размещения населения. Его быстрый рост. Регионы Африки: Арабский север, Африка к югу от Сахары. Особенности человеческой деятельности и изменение природы Африки под её влияние. Главные объекты природного и культурного наследия.
Основные понятия: саванна, национальный парк. Восточно-Африканский разлом, Сахель, магриб, экваториальная раса.
Персоналии:Васко да Гама, Д.Левинстон, Г. Стэнли, Н.Н. Гулилев, ДЖ. Спик.
Практические работы:
1. Определение координат крайних точек материка, его протяженности с севера на юг в градусном мере и километрах.
2. Обозначение на контурной карте главных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых
3. Составление туристического плана-проспекта путешествия по Африке.
Тема 2. Австралия и Океания (6ч)
История открытия, изучения и освоения. Основные черты природы. Самый маленький материк, самый засушливый материк, целиком расположенный в тропиках. Температура воздуха. Изолированность и уникальность природного мира материка. Население Австралии. Европейские мигранты. Неравномерность расселения. Особенности человеческой деятельность и изменение природы Австралии. Австралийский союз – страна-материк. Главные объекты наследия. Океания – островной регион. Влажный тропический климат и небогатый природный мир островов.
Основные понятия: лакколит, эндемик, аборигены.
Персоналии: А. Тасман, Дж. Кук, Э.Д. Эйр, Мак-Артур, Н.Н. Миклухо-Маклай, Ю.Ф. Лисянский, Т. Хейердал.
Практическая работа: Сравнение географического положения Африки и Австралии, определение черт сходства и различия основных компонентов природы материков.
Тема 3. Антарктида (2ч)
Самый изолированный и холодный материк планеты. История открытия, изучения и освоения. Покорение Южного полюса. Особенности географического положения, геологическое строения. Рельефа, климата, внутренних вод. Основные черты природы: рельеф подо льдом, отсутствие рек, «кухня погоды». Природные зоны мира.Отсутствие постоянного населения.
Основные понятия: стоковые ветры, магнитный полюс, полюс относительной недоступности, шельфовый ледник.
Персоналии: Ф.Ф. Беллинсгаузен, М.П. Лазарев, ДюмонДюрвиль, Р. Амудсен, Р. Скотт.
Тема 4. Южная Америка. (8ч)
История открытия, изучения и освоения. Основные черты природы. Население и регионы Южной Америки. Равнинный Восток и Горный Запад. Богатство рудными полезными ископаемыми. Самый влажный материк. Амазонка – самая полноводная река. Реки – основные транспортные пути. Богатый и своеобразный растительный и животный мир. Смешение трех рас. Особенности человеческой деятельности. Главные объекты населения. Анды – регион богатой культуры. Галапагосский о-ва, Мачу-Пикчу.
Основные понятия: сельва, пампа, метис, мулат, самбо, Вест-Индия, Латинская и Центральная Америка.
Персоналии: А. Гумбольт. Х. Колумб
Практические работы:
1. Сравнение географического положения Африки и Южной Америки.
2. Выявление взаимосвязей между компонентами природы в одном из природных комплексов материка с использованием карт атласа.
3. Сравнение характера размещения населения Африки и Южной Америки.
Тема 5. Северная Америка (8ч)
История открытия. Основные черты природы. Равнины на востоке и горы на западе. Великие и Центральные равнины. Кордильеры – главный горных хребет. Аппалачи. Разнообразия типов климата, меридиональное протирание природных зон. Миссисипи, Великие Американские озера. Богатство растительного и животного мира. Население и регионы. Англо-Америка. Мигранты. Особенности человеческой деятельности. Объекты наследия. Наигарский водопад, Йеллоустонскийн.п., Большой каньон, плато Колорадо.
Основные понятия: прерии, каньон, торнадо, Англо-Америка.
Персоналии: А. Макензи, Дж. Кабот, Г. Гудзон
Практические работы:
1. Сравнение климата разных частей материка, расположенных в одном климатическом поясе.
2. Оценка влияния климата на жизнь и хозяйственную деятельность человека.
Тема 6. Евразия (10 часов)
Самый большой материк. История изучения. Основные черты природы. Сложное геологическое строение. Самый высокие горы и сама глубокая впадина суши.Богатство полезными ископаемыми. Все типы климатов Северного полушария. Разнообразия рек, крупнейшие реки Земли. Самый большие озера: Каспийское, Байкал. Население и регионы Евразии. Наиболее населенный материк. Сложный национальный состав, неравномерность размещения населения. Европа и Азия. Роль Европы в развитии мировой цивилизации. Юго-Западная Азия – древнейший центр человеческой цивилизации. Южная Азия – самый населенный регион. Особенности человеческой деятельности. Главные объекты природного населения.
Персоналии: Марко Поло, А. Никитин, Н.М. Пржевальский, П. Козлов, В. Арсеньев.
Практические работы:
1. Определение типов климата Евразии по климатическим диаграммам.
2. Сравнение природных зон Евразии и Северной Америки по 40-ой параллели.
3. Составление географической характеристики стран Европы и Азии по картам атласа и другим источникам географической информации.
4.
Раздел 3. Взаимоотношения природы и человека (3ч)
Взаимодействие человечества и природы в прошлом и настоящем. Влияние хозяйственной деятельность не сферы Земли.Меры охраны. Центры происхождения культурных растений.
Основные понятия: природные условия, стихийные природные явления, экологические проблемы.
Персоналии: Н.Н. Вавилов, В.И. Вернадский.
Практические работы: Выявление связей между компонентами природного комплекса.
В авторскую программу по географии для 7 класса были внесены изменения. Добавлено 4 часа из курса 6 класса:
1. Система географических координат-1 ч
2.Географическая карта и её масштаб – 1ч
3. Температура воздуха – 1ч
4.Природные зоны- 1ч
|