Файлы

Главная » Файлы » Положения

Приложение к рабочей программе по учебному курсу "География" 9 класс
[ Скачать с сервера (27.7 Kb) ] 13.12.2020, 19:09

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.    Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты
У обучающегося будут сформированы:  
•    целостное мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающее социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
•    коммуникативные компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
•    основы экологической культуры, соответствующие современному уровню экологического мышления, опыт экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;
•    осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, ценностям народов России.
Метапредметные  результаты 
У обучающегося будут сформированы: 
•    умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
•    умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
•    умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
•    умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
•    основы самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
•    умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы;
•    умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
•    умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
•    компетентность в области использования информационно-коммуникационных технологий;
•    экологическое мышление, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
Предметные результаты 
Обучающийся научится:
•    различать демографические процессы и явления, характеризующие динамику численности населения России, отдельных регионов;
•    анализировать факторы, определяющие динамику населения России, половозрастную структуру, особенности размещения населения по территории России, географические различия в уровне занятости, качестве и уровне жизни населения;
•    сравнивать особенности населения отдельных регионов страны по этническому, языковому и религиозному составу;
•    объяснять особенности динамики численности, половозрастной структуры и размещения населения России и её отдельных регионов;
•    использовать знания о естественном и механическом движении населения, половозрастной структуре, трудовых ресурсах, городском и сельском населении, этническом и религиозном составе для решения практико-ориентированных задач в контексте реальной жизни;
•    различать показатели, характеризующие отраслевую и территориальную структуру хозяйства;
•    анализировать факторы, влияющие на размещение отраслей и отдельных предприятий по территории страны;
•    объяснять особенности отраслевой и территориальной структуры хозяйства России;
•    объяснять и сравнивать особенности природы, населения и хозяйства географических районов страны;
•    оценивать районы России с точки зрения особенностей природных, социально-экономических, техногенных и экологических факторов и процессов;
•    сравнивать показатели воспроизводства населения, средней продолжительности  и качества жизни населения России с мировыми показателями и показателями других стран;
•    оценивать место и роль России в мировом хозяйстве.

                                                       2.  СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 68 часов
Введение (1 час). Экономическая и социальная география. Предмет изучения. Природный и хозяйственный комплекс.
Раздел 1. Россия на карте (6 часов). Формирование территории России. Исторические города России. Время образования городов как отражение территориальных изменений. Направления роста территории России в 14-19 вв. Изменения территории России в 20 в. СССР и его распад. Содружество Независимых Государств. Экономико-географическое положение России. Факторы ЭГП: огромная территория, ограниченность выхода к морям Мирового океана, большое число стран-соседей. Плюсы и минусы географического положения страны. Политико-географическое положение России. Распад СССР как фактор изменения экономико- и политико-географического положения страны.  Административно-территориальное деление России и его эволюция. Россия – федеративное государство. Субъекты РФ. Территориальные и национальные образования в составе РФ. Федеральные округа. Экономико-географическое районирование. Принципы районирования: однородность и многоуровневость. Специализация хозяйства – основа экономического районирования. Отрасли специализации. Вспомогательные и обслуживающие отрасли. Экономические районы и зоны, природно-хозяйственные регионы. Сетка природно-хозяйственных регионов России.
Практические работы:
1.    Составление описания экономико-географического положения России по типовому плану.
2.    Составление описания политико-географического положения России по типовому плану.
3.    Обозначение на к/карте субъектов Российской Федерации различных видов.
4.    Определение административного состава Федеральных округов на основе анализа политико-административной карты России.
5.    Сравнение по статистическим показателям экономических зон (или районов), природно-хозяйственных регионов.
Раздел 2. Природа и человек (4 часа). Природные условия. Их прямое и косвенное влияние. Адаптация человека к природным услови-ям – биологическая и небиологическая. Связь небиологической адаптации с уровнем развития цивилизации. Хозяйственный потенциал природных условий России. Комфортность природных условий России. Зона Крайнего Севера. Природные ресурсы. Влияние природ-ных ресурсов на хозяйственную специализацию территорий. Минеральные ресурсы России и основные черты их размещения. Водные ресурсы и их значение в хозяйственной жизни. Почва и почвенные ресурсы. Агроклиматические условия. Нечерноземье. Лесные ресур-сы. Лесоизбыточные и лесодефицитные районы. Рекреационные ресурсы и перспективы их освоения. Объекты Всемирного наследия на территории России. Взаимодействие природы и населения. Влияние промышленности, сельского хозяйства и транспорта на природные комплексы. «Чистые» и «грязные» отрасли. Экологические проблемы. Зоны экологического бедствия. Экологические катастрофы.
Практические работы:
1.    Расчёт ресурсообеспеченности территории России по отдельным видам природных ресурсов (минеральным, биологическим, водным, земельным и т.д.).
2.    Оценка экологической ситуации отдельных частей территории России.
Раздел 3. Население России (9 часов). Демография. Численность населения России и ее динамика. Естественный прирост населения. Воспроизводство населения. Традиционный и современный тип воспроизводства. Демографические кризисы. Демографическая ситуа-ция в современной России. Половозрастная структура населения. Трудовые ресурсы России. Рынок труда. Безработица в России.      Плотность  и размещение населения. Две зоны расселения (Главная полоса  и зона Севера) и их характеристики. Миграции населения и их причины. Внутренние и внешние миграции в России. Вынужденные переселенцы, беженцы. Миграционные волны. Расселение и его формы. Сельское расселение и его формы. Зональные типы сельского расселения. Городская форма расселения. Города России. Урбани-зация. Уровень урбанизации субъектов Федерации. Функции городских поселений и виды городов. Городские агломерации. Этниче-ский состав населения. Языковые семьи и группы. Народы России. Языковая классификация народов. Языковые семьи и группы. Рели-гиозный состав населения России. Распространение основных религий на территории России. Этнорелигиозные конфликты и возмож-ные пути их решения.
Практические работы:
1.    Расчёт параметров естественного движения населения: естественного прироста, рождаемости, смертности, показателя естественного прироста, показателя смертности, показателя рождаемости.
2.    Расчёт численности городского населения на основе данных о значении показателя урбанизации и численности населения России.
3.    Определение ареалов компактного проживания крупнейших народов России по картам атласа.
Раздел 4. Отрасли хозяйства России (19 часов). Национальная экономика. Понятие о предприятиях материальной и нематериальной сферы. Отрасли хозяйства. Три сектора национальной экономики. Отраслевая структура экономики. Межотраслевые комплексы. Факто-ры размещения производства. Сырьевой, топливный, водный, трудовой, потребительский, транспортный и экологический факторы.
Топливно-энергетический комплекс. Нефтяная, газовая и угольная промышленность. Нефтегазовые базы и угольные бассейны России. Их хозяйственная оценка. Электроэнергетика. Гидравлические, тепловые и атомные электростанции и их виды. Крупнейшие каскады ГЭС. Альтернативная энергетика. Единая энергосистема России. Россия на карте мира.
     Металлургический комплекс. Черная металлургия. Особенности организации производства: концентрация и комбинирование. Ком-бинат полного цикла. Факторы размещения отрасли. Металлургические базы России. Цветная металлургия. Размещение основных от-раслей цветной металлургии. Общие черты рельефа. Климаты России.
     Машиностроение. Отрасли машиностроения и факторы их размещения. Тяжелое, транспортное, сельскохозяйственное, энергетическое машиностроение, тракторостроение и станкостроение. Военно-промышленный комплекс. Часовые пояса страны. Природные комплексы России.
     Химическая промышленность. Сырьевая база и отрасли химической промышленности. Горная химия, основная химия, химия органи-ческого синтеза и факторы их размещения.
     Лесная промышленность. Отрасли лесной промышленности: лесозаготовка, деревообработка, целлюлозно-бумажная промышленность и лесная химия. Лесопромышленные комплексы.
     Агропромышленный комплекс и его звенья. Сельское хозяйство. Отрасли растениеводства и животноводства и их размещение по территории России. Зональная организация сельского хозяйства. Пригородный тип сельского хозяйства. Отрасли легкой и пищевой промышленности и факторы их размещения.
     Транспорт и его роль в национальной экономике. Виды транспорта: железнодорожный, автомобильный, трубопроводный, водный и воздушный. Достоинства и недостатки различных видов транспорта. Транспортная сеть и ее элементы.
     Отрасли нематериальной сферы. Сфера услуг и ее география.
Практические работы:
1.    Составление схемы отраслевой структуры народного хозяйства России.
2.    Описание отрасли хозяйства по типовому плану.
3.    Составление схемы межотраслевых связей отрасли промышленности (по выбору).
4.    Анализ потенциальных возможностей территории природных зон для развития сельского хозяйства.
5.    5. Описание транспортного узла.
Раздел 5. Природно-хозяйственная характеристика России (21 час). Северный экономический район, его географическое положение, ресурсы, население и специфика хозяйственной специализации. Единственный сырьевой район Западной зоны. Русский Север – самый большой по площади район ЕТР. Топливные и энергетические ресурсы – основа хозяйства района. Мурманск – морские ворота страны.
     Северо-Западный экономический район, его географическое положение, ресурсы, население и специфика хозяйственной специализа-ции. Северо-Запад – транзитный район между Россией и Европой. Бедность природными ресурсами. Выгодное географическое положе-ние – главный фактор развития промышленности района. Опора на привозное сырье. Машиностроение – ведущая отрасль промышлен-ности района. Санкт-Петербург – многофункциональный центр района.
     Калининградская область – самая западная территория России.
     Центральный экономический район, его географическое положение, ресурсы, население и специфика хозяйственной специализации. Исторический, экономический, культурный и административный центр страны. Выгодность ЭГП. Ресурсы, население и специфика хо-зяйственной специализации. Ограниченные природные ресурсы. Ключевая роль машиностроения. Старейший центр текстильной про-мышленности.
     Центрально-Черноземный экономический район, его географическое положение, ресурсы, население и специфика хозяйственной специализации. Ведущая роль природных ресурсов в развитии хозяйства района. ЦЧР – один из крупнейших сельскохозяйственных рай-онов России.
     Волго-Вятский экономический район, его географическое положение, ресурсы, население и специфика хозяйственной специализа-ции. Выгодность экономико-географического положения. Высококвалифицированные трудовые ресурсы района. Крупнейший центр автомобилестроения страны. Нижегородская агломерация – экономическое ядро района.
     Северо-Кавказский экономический район, его географическое положение, ресурсы, население и специфика хозяйственной специали-зации. Один из крупнейших по числу жителей и в то же время наименее урбанизированный район страны. Агроклиматические и рекре-ационные ресурсы. Выдающаяся роль сельского хозяйства и рекреационного хозяйства.
     Поволжский экономический район, его географическое положение, ресурсы, население и специфика хозяйственной специализации. Крупный нефтегазоносный район. Благоприятные условия для развития сельского хозяйства. Высокая обеспеченность трудовыми ресур-сами. «Автомобильный цех» страны. Нефтяная, газовая и химическая промышленность. Волго-Камский каскад ГЭС. Энергоемкие от-расли.
     Уральский экономический район, его географическое положение, ресурсы, население и специфика хозяйственной специализации. Выгодное транзитное положение и богатые минеральные ресурсы. Старый промышленный район. Уральская металлургическая база; центр тяжелого машиностроения.
     Западно-Сибирский экономический район, его географическое положение, ресурсы, население и специфика хозяйственной специали-зации. Главное богатство – огромные запасы нефти, газа и каменного угля. Ведущая роль топливно-энергетической промышленности. Черная металлургия Кузбасса.
     Восточно-Сибирский экономический район, его географическое положение, ресурсы, население и специфика хозяйственной специа-лизации. Суровые природные условия и богатые природные ресурсы района. Огромные водные ресурсы Байкала и крупных рек. Анга-ро-Енисейский каскад ГЭС — крупнейший производитель электроэнергии в стране. Перспективы развития энергоемких отраслей.
     Дальневосточный экономический район, его географическое положение, ресурсы, население и специфика хозяйственной специали-зации. Самый большой по площади экономический район страны. Благоприятное приморское положение, крайне слабая освоенность, удаленность от развитой части страны. Специализация – вывоз леса, рыбы, руд цветных металлов, золота, алмазов.
Практические работы:
1.    Определение природных условий, определяющих хозяйственную специализацию территории природно-хозяйственного региона.
2.    Определение факторов, влияющих на современную хозяйственную специализацию природно-хозяйственного региона.
3.    Описание экономико-географического положения природно-хозяйственного региона.
4.    Составление комплексного описания природно-хозяйственного региона по типовому плану.
5.    Сравнительная характеристика географического положения природно-хозяйственных регионов.
6.    Анализ специфики размещения населения и хозяйства на территории природно-хозяйственного региона.
Раздел 6. География Пензенской области (6 часов). Природные ресурсы области. Классификация природных ресурсов, оценка природно-ресурсного потенциала. Население области. Естественный прирост и его составляющие. Освоение и заселение территории. Размещение населения. Городское и сельское население. Трудовые ресурсы и их роль. Обеспеченность трудовыми ресурсами. Распространение профессий в области. Экономика области. Промышленность, сельское хозяйство, нематериальная сфера области. Состав отраслей, принципы размещения, пути развития. Сфера услуг. Легкая и пищевая промышленность, ее состав. Социальные проблемы отраслей. Жилищно-коммунальное хозяйство.  Транспорт области. Значение транспорта. Виды транспорта. Основные магистрали. Экономические связи Московской области.

Практические работы: 
1. Составление картосхемы территориальной структуры хозяйства Пензенской  области. 
2. Составление характеристики одной из отраслей Пензенской  области.
Раздел 7. Место России в мировой экономике (2 часа). Хозяйство России до 20 в. Россия в 20-21 вв. Развитие хозяйственного комплекса России и изменение ее экономического значения на международном уровне. Перспективы развития.
В авторскую программу по географии для 9 класса были внесены изменения. Добавлены 5 часов из курса 8 класса: 
          1. Россия на карте мира  -1 ч
          2.Общие черты рельефа – 1ч
          3. Климаты России – 1ч
          4.Часовые пояса страны- 1ч
          5. Природные комплексы России – 1ч
 

Категория: Положения | Добавил: Ник
Просмотров: 169 | Загрузок: 1 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Ссылки
Портал государственных услуг Российской Федерации

Центр управления регионом

Полномочный представитель Президента Российской Федерации в ПФО

бесплатная юридическая помощь




Поиск
Категории раздела
Школьная газета [17]
Методическая копилка [7]
Анализ работы школы [1]
Положения [21]
Информация для родителей [25]
Планы [1]
Памятки [2]
Погода
GISMETEO: Погода по г. Нижний Ломов
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0