Планируемые результаты изучения учебного предмета «Учись писать грамотно».
Личностными результатами освоения учащимися 9 класса курса «Учись писать грамотно» по русскому языку являются:
• осознание феномена родного языка как духовной, культурной, нравственной основы личности; осознание себя как языковой личности; понимание зависимости успешной социализации человека, способности его адаптироваться в изменяющейся социокультурной среде, готовности к самообразованию;
• представление о лингвистике как части общечеловеческой культуры, взаимосвязи языка и истории, языка и культуры русского и других народов;
• представление о речевом идеале; стремление к речевому самосовершенствованию; способность анализировать и оценивать нормативный, этический и коммуникативный аспекты речевого высказывания;
• существенное увеличение продуктивного, рецептивного и потенциального словаря; расширение круга используемых языковых и речевых средств.
Метапредметными результатами являются:
• владение всеми видами речевой деятельности в разных коммуникативных условиях:
разными видами чтения и аудирования; способностью адекватно понять прочитанное или прослушанное высказывание и передать его содержание в соответствии с коммуникативной задачей; умениями и навыками работы с научным текстом, с различными источниками научно-технической информации;
умениями строить продуктивное речевое взаимодействие в сотрудничестве со сверстниками и взрослыми, учитывать разные мнения и интересы, обосновывать собственную позицию, договариваться и приходить к общему решению; осуществлять коммуникативную рефлексию;
разными способами организации интеллектуальной деятельности и представления ее результатов в различных формах: приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умениями определять цели предстоящей работы (в том числе в совместной деятельности), проводить самостоятельный поиск информации, анализировать и отбирать ее; способностью предъявлять результаты деятельности (самостоятельной, групповой) в виде сочинений; оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
• овладение социальными нормами речевого поведения в различных ситуациях неформального межличностного и межкультурного общения, а также в процессе индивидуальной, групповой, проектной деятельности.
Предметными результатами являются:
формирование компетентностей (языковой, лингвистической, коммуникативной), необходимых для успешной сдачи экзамена по русскому языку в форме ГИА-9.
• освоение основных сведений о лингвистике как науке, освоение базовых понятий функциональной стилистики и культуры речи: функциональные разновидности языка, речевая деятельность и ее основные виды, речевая ситуация и ее компоненты, основные условия эффективности речевого общения, литературный язык и его признаки, языковая норма, виды норм, современные тенденции в развитии норм русского литературного языка, основные аспекты культуры речи, требования, предъявляемые к устным и письменным текстам различных жанров;
• понимание системного устройства языка, взаимосвязи его уровней и единиц; проведение различных видов анализа языковых единиц, а также языковых явлений и фактов, допускающих неоднозначную интерпретацию; анализ языковых единиц с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления; оценка коммуникативной и эстетической стороны речевого высказывания;
• владение всеми видами речевой деятельности;
понимание содержания устного и письменного высказывания, основной и дополнительной, явной и скрытой (подтекстовой) информации;
осознанное использование разных видов чтения (поисковое, просмотровое, ознакомительное, изучающее, реферативное) и аудирования, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации) в зависимости от коммуникативной задачи;
способность извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях, официально-деловых текстов, справочной литературы;
владение умениями информационной переработки прочитанных и прослушанных текстов;
создание устных и письменных монологических высказываний различных типов и жанров;
применение в практике речевого общения орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; использование в собственной речевой практике синонимических ресурсов русского языка; соблюдение на письме орфографических и пунктуационных норм;
осуществление речевого самоконтроля; анализ речи с точки зрения ее эффективности в достижении поставленных коммуникативных задач; владение разными способами редактирования текстов.
В связи с тем, что некоторые обучающиеся не подтвердили свои годовые оценки в ВПР, целесообразно откорректировать содержание и тематическое планирование курса «Учись писать грамотно» с целью повторения и закрепления материала, устранения пробелов в знаниях обучающихся.
Содержание программы
Тема 1. Правописание приставок. Правописание частиц. (3 ч)
Неизменяемые приставки. Приставки, оканчивающиеся на з/с. Приставки пре/при.
Слитное и раздельное написание не с различными частями речи.
Тема 2. Правописание гласных и согласных в корне слов (4 ч)
Безударная гласная, проверяемая и непроверяемая гласная в корне. Ы и И после приставок; О и Е после шипящих в корне. Ы и И после Ц в корне слова. Чередование гласных О/А, Е/И. Сомнительная согласная, непроизносимая согласная, удвоенная согласная в корне.
Тема 3. Употребление Ь и Ъ (3 ч)
Употребление Ь после шипящих в конце слова. Ь для обозначения мягкости согласного. Разделительный Ь и Ъ. Употребление Ь в числительных. –ТСЯ и – ТЬСЯ в глаголах.
***Закрепление и повторение темы «Слитное и раздельное написание НЕ с различными частями речи»
Тема 4. Дефисные написания существительных, прилагательных и наречий (1 ч)
***Повторение и закрепление темы «Знаки препинания в сложных предложениях»
Тема 5. Правописание суффиксов и окончаний существительных и прилагательных и суффиксов наречий, личных окончаний глаголов (4 ч)
***Н и НН в суффиксах полных и кратких причастий и в суффиксах прилагательных, наречий и существительных.
Правописание О и Е после шипящих и Ц в суффиксах и окончаниях существительных и наречиях. Правописание безударных падежных окончаний существительных, прилагательных, личных окончаний глаголов.
Тема 6. Правописание предлогов, союзов, частиц (3 ч)
***Правописание производных предлогов. Омонимичные части речи. Частицы НЕ, НИ, их различение на письме.
Тема 7. Употребление тире в простом и сложном предложении (2 ч)
Тире между подлежащим и сказуемым. Тире в неполном предложении. Тире в сложном предложении.
Тема 8. Знаки препинания при однородных членах предложения(2 ч)
***Знаки препинания при однородных членах предложения. Обобщающие слова при однородных членах предложения. Однородные и неоднородные определения.
Тема 9. Обособление второстепенных членов предложения. (3 ч)
Обособление второстепенных членов предложения и слов, грамматически не связанных с членами предложений. Обособление определений и приложений. Обособление обстоятельств. Предложения с уточняющими оборотами. Обороты с союзом «как». Обращения.
Тема 10. Вводные слова и предложения, конструкции. Цитаты. Прямая речь (4 ч).
Урок обобщения знаний
|